Добавить в избранное
Оставьте свои
контактные данные
и мы свяжемся с вами в течении 10 минут
Задержка речевого развития:
ждать, наблюдать или лечить?

Рождение ребенка – волнительное событие. Однако вместе с радостью в дом приходят хлопоты и волнение. Когда малыш заболел - родители не спят по ночам, когда не сел вовремя – бегут к неврологу, а если разбил коленку – спешат помазать зеленкой.

Однако в заботах о физическом благополучии многие забывают о психическом и речевом развитии. И если кроха долго молчит, родители считают это нормой. А зря! Сегодня задержка речевого развития диагностируется у многих малышей и это довольно серьезная проблема. Ведь при невозможности общения со сверстниками страдает, прежде всего, социальная адаптация ребенка.

Каждый ребенок развивается по-своему. Но существуют нормы, по которым неврологи и педиатры оценивают здоровье малыша. Согласно им, первый «лепет» должен появится уже в 6-7 месяцев, а в год крохе положено знать несколько слов. А если к 3 годам он не говорит простыми предложениями – пора бить тревогу! Родителям такого малыша необходимо срочно обратиться за помощью.
миф 1:
К задержке речевого развития склонны мальчики.
Факт 1:
По статистике у мальчиков задержка речевого развития диагностируется в три раза чаще, чем у девочек. Однако это не значит, что родители девочек должны быть спокойны. Проблемы с развитием речи могут испытывать дети любого пола.
Чем опасная задержка развития речи?
Задержка речевого развития – это диагноз, который может поставить врач, если у малыша наблюдаются медленные темпы освоения родного языка. Обычно этот термин применяют к детям младше 4-х лет. При этом задержка касается всех этапов: появления первых звуков, расширения словаря и грамматики, формирования фразовой и связной речи.
Речь – основной вид коммуникативной деятельности. Это важнейшее средство связи с окружающим миром, главный источник информации. Если существуют проблемы с формированием речи, страдает психическое развитие малыша: резко снижаются коммуникативные возможности, объем получаемой информации, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений. Поэтому в карточках таких детей нередко значится диагноз «задержка психо-речевого развития».
Речь – основной вид коммуникативной деятельности. Это важнейшее средство связи с окружающим миром, главный источник информации. Если существуют проблемы с формированием речи, страдает психическое развитие малыша: резко снижаются коммуникативные возможности, объем получаемой информации, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений. Поэтому в карточках таких детей нередко значится диагноз «задержка психо-речевого развития».
Если родители не обращают внимание на задержку развития речи и не принимают меры, то у ребенка в будущем могут появиться проблемы в школе. Он не только будет плохо учится, но и иметь трудности с общением и приспособлением в обществе.

Задержка речевого развития – это проблема, которую должны решать не только логопеды, но и педиатры, детские неврологи и психологи.
миф 2:
При задержке речи ребенку просто стоит дать больше времени.
факт 2:
Миф об Эйнштейне, который не говорил до 4-х лет, успокаивает родителей. Они уверены, что их ребенок перерастет эту проблему. Однако лишь у 50-60% детей задержка речевого развития компенсируется с возрастом без лечения. У остальных малышей проблема выливается в задержку психического развития, проблемы в обучении и социальной адаптации. Поэтому для исправления речевых проблем крайне важны своевременная диагностика и коррекция.
Почему формируется задержка
речевого развития?
Среди причин задержки речевого развития
выделяют две основные группы факторов:
Биологические факторы
(проявляются в минимальной мозговой дисфункции, возникающей вследствие органического поражения мозга)
кислородное голодание плода во время беременности;
• гипоксия и травмы во время родов;
• внутриутробная инфекция,
• глубокая недоношенность;
• переношенность;
• травмы головного мозга;
• инфекционные заболевания мозга;
• осложнения после прививок;
• частые и длительные бактериальные или вирусные заболевания.


Социальные факторы
(кроются в неблагоприятной социальной среде):
отсутствие культуры общения в семье;
эмоциональный стресс;
педагогическая запущенность;
отсутствие общения с другими детьми;
чрезмерная опека;
сильное давления со стороны взрослых;
злоупотребление телевизором и планшетом.

Отдельно следует выделить такую причину задержки речевого развития, как тугоухость. При нарушении работы слухового аппарата проблемы с речью наблюдаются практически у 100% детей.

Не последнюю роль играет и плохая наследственность: ученые идентифицировали ряд хромосом и локусов, которые отвечают за речевые нарушения у детей.

В некоторых случаях установить истинную причину задержки речевого развития не представляется возможным. Это во многом затрудняет лечение.

миф 3:
Дети в двуязычных семьях обязательно имеют отставание в развитии речи. нарушения.
факт 3:
Дети, которые изучают два языка имеют одинаковый словарный запас с одноязычными детьми. Они проходят все тех же этапы развития и имеют те же критерии оценки уровня речевого развития. Единственное, что может отличать детей из двуязычных семей – меньший словарный запас по каждому языку в отдельности, что не является патологией.
Классификация нарушений речевого развития
1
Первичные
При данном типе нарушений нет каких-либо выраженных патологий развития. Наблюдается только проблема речи.
2
Вторичные
Являются следствием воздействия неблагоприятных факторов, как биологического, так и социального характера.
Статистика :
По разным данным задержка речевого развития наблюдается у 2-7% детей раннего возраста. При этом мальчики страдают патологией намного чаще девочек.

У 7,5% детей задержка речевого развития имеет первичный характер.
У 50-70% детей с задержкой речи не менее одного члена семьи имеют подобные нарушения.
По данным европейских исследований, 12 из 35 детей с расстройством речевого развития имеют патологию на МРТ.
При этом никто из здоровых детей не имеет подобных отклонений на снимках.
миф 4:
Старшие дети сдерживают развитие младших, так как все время говорят за них.
факт 4:
Как показывают исследования речь первого ребенка в семье и его младших братьев или сестер развивается по аналогии. Иногда старшие перебивают младших, стремясь во всем быть первыми. Однако это не оказывает негативного влияния на развитие речи малышей.
Признаки задержки речевого развития
Симптомы задержки речевого развития у каждого ребенка индивидуальны. Родителям иногда сложно самостоятельно поставить диагноз. Поэтому малыша необходимо периодически показывать специалисту.
Существуют нормы, по которым врачи определяют речевое развитие малыша.
Любое отклонение может говорить об имеющихся проблемах:
0-6 месяцев
реагирует на голос взрослых, речь матери или отца вызывают активность
1-2 года
речь становится понятной и осмысленной
6-8 месяцев
период лепета, повторяет некоторые услышанные звуки
2-2,5 года
активно общается со взрослыми, называет некоторые предметы и животных
8-9 месяцев
повторяет за взрослыми несложные слова
2,5-3 года
может самостоятельно построить короткие предложения и передать свое желание
9-12 месяцев
словарный запас составляет до 10 слов
3-4 года
активно расширяет словарный запас, может составить короткий рассказ
Бесспорно, все дети разные и на их развитие может влиять множество факторов: пол, наследственность, коммуникативность, особенности характера. Поэтому при обследовании ребенка специалисты допускают возможные отклонения от нормы. Для девочек патологией не является отставание на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев. Однако правильно оценить характер нарушения можно только в динамике. Если у врача есть возможность наблюдать ребенка постоянно, он сумеет дифференцировать патологию от индивидуальных особенностей.

миф 5:
Использование пустышки вызывает задержку речевого развития
факт 5:
Результаты исследований противоречивы. Одни ученые утверждают, что длительное использование пустышки провоцирует нарушение прикуса, дефекты произношения и задержку речевого развития. Другие этой связи не прослеживают. Тем не менее, если ротик малыша всегда занят соской, то лепетать, повторять звуки и слова ему просто некогда.
Какое обследование необходимо
при задержке речи?

Клиника «7 докторов» готова предложить родителям комплексные программы для детей с речевыми нарушениями. Они включают:
Оценку уровня психологического, неврологического и речевого развития
Обследование для исключения сопутствующей провоцирующей патологии (тугоухость, проблемы со зрением, диагностика функции головного мозга)
установка истинной причины задержки речи;
разработка программы реабилитации
Основной принцип реабилитационной программы – комплексность. Она включает двигательную, психологическую, речевую, социальную реабилитацию ребенка.
На первом приеме малыша осматривает сразу несколько специалистов:
Невролог
Психолог-логопед
Реабилитолог
Для быстрой и точной диагностики на первый прием необходимо принести:
Заключения специалистов, которые
ранее осматривали ребенка;
Электроэнцефалограмму
(не позднее 3 месяцев);
Заключения специалистов о сопутствующих
патологиях при наличии (ЛОР-врач, гематолог,
хирург, офтальмолог, онколог, кардиолог);
Результаты компьютерной томографии
или магнитно-резонансной томографии
мозга при наличии
Если отсутствуют какие-либо обследования, их можно выполнить в нашей клинике.
Консилиум врачей изучает анамнез ребенка, проводит обследования и оценивает неврологический статус, степень задержки речевого, психического и моторного развития. Далее с учетом индивидуальных особенностей и имеющихся противопоказаний малышу подбирается программа реабилитации, которая будет наиболее эффективная в данном возрасте.
Прогноз результатов реабилитации
При задержке речевого развития важную
роль играют своевременное выявление причин патологии и эффективная
реабилитация. Чем раньше врачи начнут заниматься с малышом, тем быстрее он догонит сверстников. Обычно при наличии адекватной терапии речь детей
выравнивается к школе.


Стоит отметить, что какой бы эффективной
не была подобранная программа и какие бы опытные специалисты не работали с ребенком, результат во многом зависит от родителей. Мамы и папы должны строго следовать рекомендациям специалистов.

Почему стоит выбрать «7 докторов»
Если у вашего ребенка диагностирована задержка речевого развития, не стоит впадать в панику! Тем более не стоит тянуть с лечением. В многопрофильной клинике «7 докторов» работают опытные специалисты, которые разработают для вашего малыша программу реабилитации, опираясь на индивидуальные особенности. Наши врачи имеют большой опыт и высшую квалификацию, они используют в своей работе самые современные и действенные методики. К тому же они искренне любят каждого маленького пациента.
Преимущества лечения аллергии
в клинике «Семь докторов»:
1
Выявление точных факторов, тормозящих
развитие речи малыша;
2
Работа консилиума специалистов;
3
Эффективные реабилитационные программы;
4
Индивидуальный подход;
5
Передовое диагностическое оборудование;
6
Отличные результаты работы.
Клиника "Семь докоторов"
СПб, 10-я Советская д.4
+7 (812) 677-0-777
Запишитесь на прием
и узнайте больше об имплантации
Данным действием вы подтверждаете,
что согласны на обработку персональных данных